Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

من هو العالم؟

Оригинал взят у kahhar_786 в من هو العالم؟

Кто такой ученый (алим)?
Вопрос: Кто достоин называться учёным (алимом)? Правильно ли называть учёным исламского преподавателя, или этого звания достойны только большие шейхи? Я спрашиваю, потому что этот вопрос является причиной спора между салафитами в моей стране.

Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Слова алим, факих и муджтахид – это титулы, имеющие один смысл, который означает: тот, кто посвятил все свои силы для достижения шариатского постановления (хукм), и который способен извлекать шариатские постановления из доказательств (далиль).



Это требует приобретения инструментов этого иджтихада! И этим описанием (алим, факих или муджтахид) описывается только тот, кто выполняет условия иджтихада. Ученые отнеслись со всей серьезностью к этим условиям, чтобы не оставлять дверь открытой для кого попало, молодой он или старый, чтобы он не говорил про религию Аллаха то, в чём у него нет знаний. Мы ограничимся двумя сообщениями, чтобы разъяснить эти условия.

Первое сообщение: От аш-Шаукани, да помилует его Аллах. Из его слов можно выделить пять условий.
Первое условие: Он должен знать тексты Корана и Сунны. Не обязательно, чтобы он знал наизусть Сунну, достаточно, чтобы он мог находить хадисы на своих местах и быть знакомым с содержанием книг Сунны, главными из которых являются известные сборники "Сунна" (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслима, Сунан Абу Дауда, Сунан ат-Тирмизи, Сунан ан-Насаи и Сунан Ибн Маджа), и так далее. И чтобы он знал какие из этих хадисов слабые (даиф), а какие достоверные (сахих).
Второе условие: Он должен обладать знаниями в вопросах консенсуса (иджма’)
Третье условие: Он должен владеть арабским языком. Он не обязан заучивать его наизусть, однако он должен понимать смысл и структуру языка.
Четвертое условие: Он должен знать Усуль аль-Фикх (основы мусульманского права), в том числе къияс (аналогия), т.к. Усуль аль-Фикх – это основа для получения шариатских постановлений (ахкам).
Пятое условие: Он должен обладать знаниями о том, что отменяет и того, что отменено (насих валь мансух). См. «Иршад аль-Фухьуль» 2/297-303.

Второе сообщение: От шейха Мухьаммада бин Усаймина, да помилует его Аллах. Он упомянул условия муджтахида с незначительным отличием от того, что сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах. Усаймин выразился яснее, и он сказал: У иджтихада есть следующие условия:
1. Муджтахид должен обладать знаниями в шариатских доказательствах (далилы), которые необходимы в иджтихаде, такие как аяты и хадисы, касающиеся ахкамов (шариатских постановлений).
2. Он должен обладать знаниями, касающимися достоверности или слабости хадисов, такими как знание иснада (цепочки передатчиков хадиса), людей этого иснада и т.п.
3. Он должен обладать знаниями о том, что отменяет и того, что отменено (насих валь мансух), а также в вопросах консенсуса (иджма’) так, чтобы он не выносил решения, основываясь на том, что отменено и на том, что противоречит консенсусу ученых.
4. Он должен различать общий (‘ам) довод от частного (хас) и от ограниченного (мукаййад), чтобы не вынести противоречащее им решение.
5. Он должен знать язык и основы фикха касательно терминологических доводов, такие термины как общий (‘ам) и частный (хас), неограниченный (мутлак) и ограниченный (мукаййад), обобщенный (муджмаль) и определенный (мубаййан) и т.п., чтобы решение выносилось соответственно далилу.
6. И чтобы он был в состоянии извлекать постановления из доводов.
Из книги «Усуль мин ильмиль усуль» (85-86), также его шарх (584-590).

Также подчеркивается в шархе, что сегодня легче вернуться к Сунне чем тем, кто жил раньше, из-за множества книг, написанных о Сунне.
И тот, в ком есть все эти условия, тот и есть ученый, который в состоянии извлекать соответствующие постановления из доводов. А тот, кто не достиг этого, тот не может называться ученым, или факихом, или муджтахидом.
Здесь нужно обратить внимание на то, что названия «алим», «муджтахид» или «факих» – являются шариатскими терминами, которые имеют свой смысл у ученых и свои условия, и не подобает проявлять небрежность в присвоении этих терминов каждому, кто раскажет что-то о шариатских постановлениях, или тем, кто выучил какой-нибудь исламский предмет в школе или в институте, или работал в распространении призыва, ведь человек может проявлять усилия в распространении призыва и быть даауатчиком, но вместе с этим не достигнуть степени ученого.

И мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он научил нас тому, что принесет нам пользу, и чтобы Он увеличил нам наши знания.

http://www.islamqa.com/ar/ref/145071

Tags: ИМАМЫ, ФАТВЫ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author