Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Отношение Ибн Таймиййи к вопросам разногласий

Сказал имам Ибн Таймиййа (661-726 / 1263—1328):



لما استشار الرشيد مالكا أن يحمل الناس على " موطئه " في مثل هذه المسائل منعه من ذلك .
وقال : إن أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم تفرقوا في الأمصار وقد أخذ كل قوم من العلم ما بلغهم .
وصنف رجل كتابا في الاختلاف فقال أحمد : لا تسمه " كتاب الاختلاف " ولكن سمه " كتاب السنة


...Когда Ар-Рашид посоветовался с Маликом о том, можно ли заставить людей следовать книге «Аль-Муатта» в таких вопросах, тот (Малик) не разрешил ему этого, сказав:







"Асхабы Пророка Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, разошлись по всем уголкам мира и каждый народ принял то знание, которое дошло до них".
Люди составили книгу о различиях и Ахмад предложил: «Не называйте ее "Книгой различий", а назовите "Книга обычаев"».





ولهذا كان بعض العلماء يقول : إجماعهم حجة قاطعة واختلافهم رحمة واسعة




Поэтому некоторые ученые говорили: "Их единогласие – категоричный довод, расхождение – милость и облегчение".





وكان عمر بن عبد العزيز يقول : ما يسرني أن أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم لم يختلفوا ; لأنهم إذا اجتمعوا على قول فخالفهم رجل كان ضالا وإذا اختلفوا فأخذ رجل بقول هذا ورجل بقول هذا كان في الأمر سعة


Умар Ибн Абд-уль-Азиз сказал: "Меня радует то, что асхабы Пророка Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не раскалывались, потому что, если все они были единогласны в чем-либо, то тот, кто выступал против, заблуждался, а если они расходились во мнениях относительно того или другого, то это облегчало дело".




وكذلك قال غير مالك من الأئمة : ليس للفقيه أن يحمل الناس على مذهبه





Все имамы (исключая Малика) утверждали: "Факих не должен заставлять людей следовать своему мазхабу".





ولهذا قال العلماء المصنفون في الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر من أصحاب الشافعي وغيره : إن مثل هذه المسائل الاجتهادية لا تنكر باليد وليس لأحد أن يلزم الناس باتباعه فيها ; ولكن يتكلم فيها بالحجج العلمية فمن تبين له صحة أحد القولين تبعه ومن قلد أهل القول الآخر فلا إنكار عليه





Поэтому ученые из числа сподвижников Аш-Шафии и других, составившие труды о разрешении одобряемого и запрете не одобряемого, писали: «Подобные вопросы иджтихада не могут порицаться, и никто не вправе заставлять людей следовать себе в этих вопросах: он должен оперировать научными доводами. И если кто-то уяснит для себя верность одного из двух мнений, то пусть следует ему, а тот, кто придерживается позиций сторонников второго мнения, не должен быть порицаем.





ونظائر هذه المسائل كثيرة : مثل تنازع الناس في بيع الباقلا الأخضر في قشرته وفي بيع المقاثي جملة واحدة وبيع المعاطاة والسلم الحال واستعمال الماء الكثير بعد وقوع النجاسة فيه إذا لم تغيره والتوضؤ من مس الذكر والنساء وخروج النجاسات من غير السبيلين والقهقهة وترك الوضوء من ذلك والقراءة بالبسملة سرا أو جهرا وترك ذلك .
وتنجيس بول ما يؤكل لحمه وروثه أو القول بطهارة ذلك وبيع الأعيان الغائبة بالصفة وترك ذلك


Вопросов, аналогичных этому, множество. Таковы расхождения в вопросах продажи зеленых бобов (очищены они от стручков или нет), возможности использования воды, в которую попали нечистоты (если она не изменила своего цвета), омовения после соприкосновения мужчины и женщины, произнесения "Бисмилля..." (про себя или вслух), омовения песком (один или два раза до локтей; для каждой молитвы или только один раз), принятия или отвержения свидетельства одного из представителей "Зимму" по делу другого».



Источник: Ибн Таймиййа, «Маджму фатава» (30/79-81)





Также Ибн Таймиййа сказал:



مسائل الاجتهاد من عمل فيها بقول بعض العلماء لم ينكر عليه ولم يهجر ومن عمل بأحد القولين لم ينكر عليه وإذا كان في المسألة قولان : فإن كان الإنسان يظهر له رجحان أحد القولين عمل به وإلا قلد بعض العلماء الذين يعتمد عليهم في بيان أرجح القولين والله أعلم





«Тот, кто действует в вопросах иджтихада в соответствии с высказыванием некоторых ученых, не порицается и не осуждается. Если по какому-либо вопросу имеются два мнения, то человек придерживается того, которое кажется ему более вероятным, или же подражает некоторым ученым, на которых он опирается в выборе наиболее вероятного из двух высказываний. Аллах сведущ»





Источник: Ибн Таймиййа, «Маджму фатава» (20/207)






Tags: ФАТВЫ, ФИКЪХ
Subscribe

  • Причины лжи

    Первая причина Попытка извлечь пользу и предотвратить вред. Человек, поддавшись уловкам своего нафса, ошибочно полагает, что солгав он окажется в…

  • Суеверия и оправданное опасение вреда в Исламе. Имам аль-Карафи

    Пишет имам Абу аль-Аббас Ахмад ибн Идрис аль-Карафи аль-Малики (ум. 685 г.х.): «Суеверия (татайюр) и опора на них (тыра) запрещены (харам),…

  • (no subject)

    Пишет шейх аль-Аббад: «И близко к нововведению экзаменации людей личностями то, что произошло в это время из впадения малой группы…

Comments for this post were disabled by the author