Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

ХУСНУ ЗАНН ( доброе мнение )

و هو على كل شيئ قدير

                       



Знай, что плохо думать о людях столь же запретно, как и произносить дурные слова, и поэтому думать о недостатках другого человека и придерживаться о нём дурного мнения столь же запретно, как рассказывать одному человеку о недостатках другого, ведь Аллах Всевышний сказал:

“Избегайте частых подозрений…” (Комнаты, 12)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова!»

Об этом же говорится и во многих других хадисах, где имеются в виду такие случаи, когда сердце начинает придерживаться дурного мнения о другом человеке. Однако такие мысли и речи, которые в подобных случаях, по единодушному мнению улемов, простительны, если человек не утверждается в своём мнении и не продолжает придерживаться его и впредь, поскольку он начинает думать так не по собственному выбору и не может сразу освободиться от этого, в чём и заключается смысл слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует , которые приводятся ниже.



Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Поистине, Аллах простит (членам) моей общины то, что станут внушать им их) души, если только (кто-нибудь из них) не станет говорить об этом или делать этого» .
Ученые указали, что здесь имеются в виду такие мысли, которые утверждаются в сердце, и говорили:

«В подобных случаях не имеет значения, порочит ли человек кого-либо или кощунствует, ибо если кому-либо просто приходит на ум нечто кощунственное, когда он ничего не делает намеренно для осуществления этого, сразу же отвергая подобные мысли, то неверным он не является и никакой ответственности не понесёт».

Однажды люди сказали: «О посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует , некоторые из нас ощущают то, о чём опасаются даже и говорить», (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил так: «Это и есть чистая вера». К этой теме имеют отношение и другие хадисы и сообщения, которые приводились нами ранее. Простительность произнесения подобных слов в душе объясняется тем, что человек не может избежать этого. Что же касается постоянного их произнесения, то этого можно избежать, и поэтому постоянно произносить такие слова предаваться этому сердцем запретно. Это значит, что какие бы мысли, связанные с хулой и прочими запретными вещами, ни приходили тебе на ум, ты обязан их отвергать их, пытаясь найти такие объяснения, которые избавят тебя от подобных мыслей.

Абу Хамид аль-Газали пишет в “Ихйа ‘улюм ад-дин”: «Если в сердце твоём появились дурные мысли о ком-либо, это значит, что тебя наущает шайтан. Ты не должен верить ему, ибо он является нечестивейшим из нечестивых, ведь Аллах Всевышний сказал:

“О те, кто уверовал! Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить, (правда ли это), чтобы по неведению не повредить (кому-либо из невинных) людей и не сожалеть о том, что вы сделали, впоследствии”
(Комнаты, 6).

Иблису верить нельзя, и поэтому не следует плохо думать о человеке, если наряду с указаниями на его нечестие есть основания предполагать обратное. Признаком появления дурных мыслей о человеке является то, что состояние твоего сердца изменяется, и оно уже не относится к другому человеку так же, как прежде, но начинает избегать его, тяготиться его обществом и отказываться проявлять о нём заботу, оказывать ему уважение и огорчаться из-за него, когда он совершает что-нибудь дурное.
Шайтан может приблизиться к сердцу, как только оно начнёт думать о недостатках людей, и начать внушать тебе, что причиной этого является твоя проницательность, ум и способность всё схватывать на лету, а также то, что верующий видит благодаря свету Аллаха. Однако если человек осуществит это, значит, видит он под воздействием обольщения и мрака шайтана.

Если нечто подобное тебе скажет справедливый человек, тебе не следует ни верить ему, ни объявлять его слова ложью, чтобы не думать плохо ни о ком из этих двоих людей. В тех случаях, когда ты начинаешь плохо думать о ком-либо из мусульман, тебе следует проявлять о нём ещё больше заботы и относиться к нему с ещё большим уважением. Дело в том, что это вызовет гнев шайтана и оттолкнёт его от тебя, поскольку он перестанет внушать тебе подобные мысли из опасений перед тем, что ты станешь обращаться к Аллаху с мольбами за этого человека. Таким образом, если ты узнаешь об оплошности мусульманина, в чём у тебя не останется никаких сомнений, тебе следует тайно дать ему добрый совет, и да не обманет тебя шайтан, который станет побуждать тебя к тому, чтобы ты порочил этого человека. Если тебе придётся увещевать человека, который допустил оплошность, ты не должен радоваться тому, что тебе известно о его недостатке, в силу чего, как тебе может показаться, он будет должен смотреть на тебя с уважением, а ты на него – с пренебрежением. Нет, ты должен стремиться к тому, чтобы он прекратил совершать греховные поступки, и испытывать такое же огорчение, как и в том случае, если бы какой-нибудь недостаток появился у тебя самого. Более того, твоё желание, чтобы человек сам избавился от своего недостатка, должно быть более сильным, чем желание, чтобы он избавился от него благодаря твоему увещеванию».

Человеку, который начинает плохо думать о ком-нибудь другом, следует пресекать подобные мысли, если он не преследует целей, одобряемых шариатом. Если же он преследует такую цель, то думать о недостатках человека и удерживать других людей от повторения его ошибок разрешается. Примером может служить отвод показаний свидетелей или некоторых передатчиков хадисов, а также ряд иных случаев, на которые мы уже указывали выше .

_______________________


ИСТОЧНИК: (Аль-азкар аль-мунтахаба мин калам саййид аль-абрар)

Составитель: Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа бин Шараф ад-Димашки аш-Шафи‘и ан-Навави
sawab.ru



Tags: ЛЕКЦИИ. РАССКАЗЫ. ХИКМА, ПРИЗЫВ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author