You are viewing alifammara

Previous Entry | Next Entry


 

         Ибн Теймия говорит в своей известной книге "Минхадж ас-Сунна" 1/216:" У людей в вопросе "джиха" (стороны) три мнения:
1) группа которая отрицает ее.
2) группа которая подтверждает ее.
3) группа которая подходит к этому вопросу с подробным разбором
.... а это то, что под словом "джихат"(стороной), может подразумеваться то, что существует(мавджуд), а может подразумеваться то, что не существует (маьдум). Абсолютно известно, что нет ничего существующего, кроме Творца и творений, если под "джихатом" (стороной) подразумевать что-то существующее (мавджуд) помимо Аллаха, то это будет творением Аллаха, а Аллах Всевышний, не охватывает и не объемлет Его ни что из творений. А если под "джиха" (стороной) подразумевать нечто несуществующее(адамий), и это то что над миром(творений), то нет там никого кроме Аллаха Единого".

Как видно из слов Ибн Теймии, он не утверждает под стороной, то что охватывает Аллаха, и в чем Аллах находится, придавая Ему место и еще что либо созданное. Аллах над всем созданным, Он над самым великим из Своих творением, над Аршем, и Он не нуждается в нем, и не сидит на нем, подобно творениям.

В своей книге "Баяну талбисиль- джахимия фи таъсиси бидааихимуль- каламия", опровергая слова ар-Рази, рахимахуллах, о том, что Аллах не занимает места и не имеет направления, приводит слова Кади Абу Яла из его книги "Ибтал ат-таъвиль:

"Известно, что Он над Аршем, а Арш имеет направление (джиха) и Он находится над ним. В одной из наших книг мы говорили о том, что нельзя говорить об направлении по отношению к Аллаху, но правильно мнение в разрешенности этого, ибо Ахмад утверждал этот сифат, т.е. иставаъ аля арш, так же утверждал, что Он на (над) небом. И любой, кто утверждает это (т.е. то, что Аллах над Аршем и на (над) небом), утверждает по отношению к Аллах направление (джиха). И последователи ибн Каррама* и Аль-Асбахани приводили довод для этого (т.е. что Аллах имеет направление), что Арш имеет направление. Так же Куран говорит о том, что Он "муставин алейхи", и это предполагает, что Аллах имеет направление. Ибо каждый разумный из числа мусульман или неверных, когда взывает [ к Богу], то поднимают руки и лицо к небу. И одного этого довода достаточно....... И все это указывает на то, что Аллах занимает место (аннаху фи макан)".
"Баяну талбисиль- джахимия фи таъсиси бидааихимуль- каламия". Т1. стр. 48

Так же ибн Теймия в книге "ат-Тадмурия" сказал:
У того кто отрицает «джиха» спрашивается: «Подразумеваешь ли ты под «джиха», что это нечто сотворенное, существующие? Аллах не находится внутри творений! Или ты подразумеваешь под «джиха» то, что за пределами мира? То, нет ни каких сомнений, что Аллах над (всем) миром. Также спрашивается и у того, кто говорит: «Аллах в «джиха» (стороне)» Подразумеваешь ли ты этим, что Аллах над (всем) миром? Или ты подразумеваешь, что Аллах внутри чего-либо из творений? Если ты подразумеваешь первое – это истина, если ты подразумеваешь второе – это ложь».


Tags: